Рабочие материалы члена научного совета и сопредседателя программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги Алексея Малашенко содержат анализ взаимоотношений между мусульманским миром и Америкой, Европой и Россией, а также предложения по разрешению существующих конфликтов и предотвращению конфликтов потенциальных.

Трудности отношений мусульманского мира (в это понятие входят мусульманские государства, компактно проживающие мусульманские меньшинства, мусульманская миграция) с остальным миром (страны, где мусульмане цивилизационно и географически соприкасаются с иными обществами и регионами) остаются одной из главнейших проблем мировой политики.

Сложности общения выражаются во взаимной подозрительности, встречных обвинениях в экспансии — политической и идеологической — и выливаются в военно-политические конфликты. Мусульманский мир ассоциируется в первую очередь с его радикальной частью и вызывает страх, и именно этот страх, по мнению А. Малашенко, способствовал легитимации самого понятия «мусульманский мир». Исторические, культурные и политические обстоятельства данных процессов описаны неоднократно, однако самое главное — понимая их причины, предложить реальные пути преодоления этих трудностей, считает эксперт.

Иногда отношения между мусульманским миром и Западом и Россией рассматриваются через призму вызовов и ответов, но, признавая неизбежность конфликтов, которые приводят к переменам, человечество начинает осознавать необходимость переустройства системы международных отношений, что пусть и мучительно, но происходит в настоящее время.

США, Европа и Россия не могут отстраняться от внутренней ситуации в мусульманском мире, пишет автор, но им следует полностью исключить военное вмешательство, если речь не идет о предотвращении гуманитарной катастрофы. Вместе с тем имеет смысл отказаться от однозначно негативной оценки исламизма, в котором, по мнению автора, следует различать радикальное и умеренное крыло: с последним следует искать пути для диалога.

Предотвращение дальнейшей радикализации исламской идеологии является одной из главных задач. Мусульманский мир постепенно дифференцируется на более и менее успешные с точки зрения социально-экономического благополучия страны. В группе неблагополучных стран складывается благоприятное поле для распространения радикальных и экстремистских настроений. В отношении них А. Малашенко рекомендует международному сообществу предпринимать следующие меры: «систематически отслеживать настроения местного населения, особенно среди учащейся молодежи, оказывать помощь местным спецслужбам, следить за появлением и перемещением зарубежных эмиссаров, обращать внимание на потенциально харизматичных религиозных лидеров, выявлять места возможного появления тренировочных лагерей экстремистов». Отдельно стоит вопрос о религиозном образовании. В этой области эксперт считает целесообразным оказывать помощь в подготовке преподавательских кадров, а также содействовать приглашению светских лекторов, чтобы сделать исламское образование более открытым.

«Состоялась политизация ислама, радикализация настроений мусульман, возросла ксенофобия. Выстраивая отношения с мусульманским миром, следует не только прогнозировать развитие ситуации в каждой отдельной стране, но и обязательно учитывать процессы, характерные для всей уммы», — пишет в заключение А. Малашенко.